Созависимость — это приобретенное дисфункциональное поведение, которое характеризуется сильной поглощенностью, озабоченностью и крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, физической) от человека, предмета или вещества.
В чем же причины созависимости у взрослых?
Созаваисимость возникает вследствие незавершенности важных стадий развития в раннем детстве. Главная стадия, которую часто называют психологическим рождением, должна быть завершена примерно к двум-трем годам. Однако у 98% населения она не завершается вовремя. Поскольку в свое время родители также не завершили эту стадию развития, они не могут помочь своим детям, даже наоборот, могут подсознательно сопротивляться попыткам своих детей пройти до конца эту важную стадию.
Дело в том, что с момента рождения до двух-трех лет ребенок завершает решение ряда задач своего развития. Наиболее важной психологической задачей развития в этот период является установление доверия между матерью и ребенком.
Если установление базового доверия или связи завершилось успешно, то ребенок чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы заняться исследованием внешнего мира и в последующем, в возрасте двух-трех лет, завершить свое так называемое второе, или психологическое рождение.
Психологическое рождение происходит тогда, когда ребенок научается быть психологически независимым от своей матери.
Важные навыки, которые приобретает ребенок при успешном завершении данной стадии развития, являются:
- умение полагаться на свою внутреннюю силу, то есть заявлять о себе, а не ожидать, что кто-то другой будет управлять его поведением;
- ощущение своего “Я”, которое дает ему возможность научиться брать на себя ответственность за свои действия;
- умение делиться, взаимодействовать и сдерживать агрессию;
- навык адекватно относиться к авторитету других;
- выражать свои чувства словами и эффективно справляться со страхом и тревогой.
Если эта стадия не завершена до конца, ребенок становится психологически зависимым от других и не имеет своего четко ощущаемого “Я”, которое выделяло бы его среди других.
Созависимость во взрослом возрасте
Если данная стадия не завершилась у ребенка, то во взрослом возрасте возникает созависимость, которая проявляется тогда, когда два психологически зависимых человека устанавливают взаимоотношения друг с другом. В такие взаимоотношения каждый вносит часть того, что необходимо ему для создания психологически завершенной или независимой личности.
Поскольку ни один из них не может чувствовать и действовать совершенно независимо от другого, у них возникает тенденция держаться друг за друга, как приклеенные. В результате внимание каждого оказывается сосредоточенным на личности другого, а не на самом себе. Взаимоотношения не могут быть прочными, потому что они всегда сосредоточены на другом человеке и на том, что может случиться.
Это ведет к тому, что такие люди пытаются установить контроль друг над другом, обвинять в своих проблемах друг друга, а также надеяться, что другой будет вести себя именно так, как хотел бы его партнер. В таких случаях люди не сосредоточивают внимание на своих внутренних ощущениях и саморазвитии. Фокус всегда находится вовне, а не внутри.
Пройти тест «Есть ли у вас созависимость?»
Созависимость во взаимоотношениях имеет место тогда, когда два человека, ища друг в друге то, что, как они чувствуют, отсутствует в них самих, сходятся вместе, чтобы образовать одну целостную личность. Каждый из них чувствует, что не в состоянии полностью реализовать свои возможности без помощи другого. Это как раз то, что мешает личностному росту и развитию. Со временем один из двух — тот, который взрослеет,— устает от этого союза и пытается изменить положение вещей. Однако, отсутствие информации о причинах созависимости или средствах психологической поддержки, необходимых для разрушения данной модели, как правило, приводит такого человека к неудаче, и он снова попадает в созависимую связь.
Что необходимо делать родителям для того, чтобы ребенок смог успешно пройти психологическое рождение?
По мнению М. Малер, для того чтобы процесс развития психологической автономности человека завершился успешно, нужно, чтобы оба его родителя были достаточно грамотны и каждый из них имел хорошо развитую психологическою автономность, чтобы помочь ребенку отделиться. Им необходимо:
- иметь надежную связь с ребенком;
- воспринимать ребенка таким, какой он (она) есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть;
- не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать и понимать эти чувства, а также потребности ребенка в их раскрытии;
- помогать и поощрять действия ребенка, направленные на здоровое исследование окружающего мира, пользуясь словом “да” в два раза чаще, чем словом “нет”;
- обеспечить безопасность непосредственного окружения, для того чтобы ребенок мог эффективно познавать окружающий мир, позволить ему исследовать этот мир;
- поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий в соответствии с возрастом ребенка;
- быть способным выразить понимание, поддержку и обеспечить воспитание, когда ребенку это понадобится;
- демонстрировать эффективную психологическую независимость, спрашивая ребенка прямо, чего он хочет, открыто выражая ему собственные чувства, определяя и прямо указывая на то, чего вы добиваетесь;
- определять, что вы запрещаете делать ребенку, и прямо говорить, почему, а не прибегать к силовым методам.
- быть примером для ребенка, опыт показывает, что маленькие дети обучаются правильному поведению, наблюдая за поведением окружающих людей.
Я мама девочки-подростка. Испытывает ли она зависимость от меня, скорее нет. А вот зависимость от мнения подруг, — да. Можно, конечно, списать на естественный ход отделения от семьи и поиски друзей во внешнем мире, так называемое, присматривание своего места, но…
Статья Елены дает пошаговый план наверстывания созависимой связи с матерью для тех, кто чувствует в этом потребность, и кто хочет личного счастья своим детям.